Цепные передачи и приводные цепи, эксплуатация, уход и смазка
Рис 1 Транспортная цепь
Цепные передачи сегодня применяются в целом ряде промышленных областей и сельском хозяйстве. При их помощи функционируют ленточные передачи, конвейеры различного типа, они применяются в автомобилях, велосипедах, мотоциклах, снегоходах и прочей технике.
Применение цепных передач обладает рядом достоинств. В отличие от ременных, здесь отсутствуют проскальзывания
Но кроме достоинств, они обладают и целым рядом недостатков. Так на высоких оборотах при вхождении цепи в зацепление возникает шум, который является следствием от ударов зубьев об ролики. Это в свою очередь приводит к повышению температуры на поверхностях взаимодействующих элементов, возникают пластические деформации в их поверхностных слоях.
Вот и первый шаг к началу процесса износа. Высоконагруженные цепи, например, транспортные испытывают еще и высокие динамические нагрузки, возникающие при начале движения и остановке. Кроме того, они функционируют в режиме рваных нагрузок, параллельные участки, расположенные между ведущей и ведомой звездочками, имеют различное натяжение, так как испытывают разные нагрузки, что рано или поздно приводит к растяжению и при непринятии в дальнейшем мер, происходит ее захлестывание и выход из строя всего механизма.
Рис. 2 Приводная цепь
Цепи велосипедов, мотоциклов, квадроциклов, снегоходов функционирует в условиях, когда на них оказывают воздействия воздушные массы с присутствием большого количества пыли, среди частиц, которой присутствует и керамическая пыль, создающая дополнительный фактор износа за счет поверхностной адсорбции. Работа на открытом воздухе вызывает коррозийные процессы. Немало хлопот вызывает неравномерность износа элементов, в частности валиков — они со временем теряют свою жесткость, и тогда происходит усталостное разрушение.
Обычно производитель указывает для целого ряда цепей, что смазочного компонента достаточно для всего срока эксплуатации, но это не более, чем лукавство, а доставка смазки в процессе эксплуатации — задача довольно сложная. Вот и функционирует она в режиме полусухого трения, а это еще более усиливает износ.
Основную роль в растяжении играют процессы истирания поверхностей трения взаимодействующих элементов (втулки, ролики, зубья передач). На каждом из элементов накапливается величина зазора, образованного процессами трения и вот результирующая длина цепи велосипеда, мотоцикла или ATV увеличивается до пределов невозможности дальнейшей эксплуатации.
Согласно проведенным испытаниям пределы растяжения имеют следующие показатели:
для транспортных растяжение не более 2% от их начальной длины
для приводных не более 1,5%